Автор: Евгений Виленкин
Рисунок, сделанный «вручную», прочувствован автором, «пропущен через сердце», он «живой», в отличие от вариативной компьютерной компиляции, где заказчику предоставляется визуальная иллюзия, а работа дизайнера сводится к более-менее грамотному выбору и компоновке вариантов, предоставленных машиной.
Эту стадию не следует исключать, так как заказчик зачастую хочет видеть практически «фото» своего объекта. Но везде в мире сейчас все больше ценится именно ручная подача, способная передать суть, трепет автора, его индивидуальность. Это явный тренд, закладывающий вектор наших усилий в этой области.
Эту стадию не следует исключать, так как заказчик зачастую хочет видеть практически «фото» своего объекта. Но везде в мире сейчас все больше ценится именно ручная подача, способная передать суть, трепет автора, его индивидуальность. Это явный тренд, закладывающий вектор наших усилий в этой области.
Экспресс-курс состоит из 24 академических часов.
После каждого теоретического занятия следует практический закрепляющий курс упражнений и экспресс-проектов.
После каждого теоретического занятия следует практический закрепляющий курс упражнений и экспресс-проектов.
ПРОГРАММА:
1. Профессиональное мышление
2. Профессиональные языки изображения
3. Особенности профессиональной коммуникации с заказчиком посредством скетч-подачи
1. Профессиональное мышление
- Особенности архитектурного и дизайнерского «видения» предметов среды и «мышление пространством и формами».
- Развитие ассоциативного мышления; образное мышление. Стилизационное мышление.
- Оптимизационное мышление: функциональное осмысление проектируемого объекта по критериям соответствия функции форме.
- Эргономическое мышление: проработка идеи в парадигме оптимального соответствия функции форме и эргономике. Выбор соответствия или различия: форма-материал и функция-материал; экономическая и экологическая составляющие проекта.
- Анализ типологического мышления, поиск аналогов, работа с существующими примерами в данной области предметов, внимание на методы и подходы такого анализа.
- О пользе и вреде стереотипов. Как распознать стереотипы в дизайн-мышлении. Методы работы в парадигме стереотипа. Методы сломов стереотипов.
- Роль цвето-световой составляющей скетчинг-процесса. Цветовая семантика и семиотика, цветовая символика и учет цветовых традиций и предпочтений при проектировании объектов. Понятие о цветовом каноне, социокультурных механизмах его становления и разрушения. Понятие цветовой среды. Процессы, формирующие цветовую среду. Условности цветового языка скетчинг-подачи.
- Учет световых сцен, их динамики при восприятии объектов. Тени, блики, отражения, «игра» текстуры и фактуры; учет визуальных иллюзий при проектировании и восприятии.
- Скетчинг-пропедевтика. Композиционное мышление; композиционные законы, принципы и приемы; от детали к целому, компоновки фрагментов в логическую структуру, создание целостности композиции.
- Учет эргономических параметров человека в пространстве в скетч-процессе.
2. Профессиональные языки изображения
- Все о «руке», создающей линию, анализ характера моторики и психосоматических особенностей скетч-мейкера (практические упражнения на «постановку руки»).
- Графическая культура изображения. Понятие графической культуры. Все о линии на примере карандаша. Характеры «индивидуальной» линии. Рука –карандаш-линия, как управляемая система. Рука, как набор инструментов, включая линейку и циркуль.
- «Инерционные» линии. Прямые, напряженные и сопряженные линии. Замкнутые и разомкнутые линии. Круги и овалы. Исследование нажимов и регулировка нажимов при работе с
- линией. Скорость и нажим. Смена направлений линии на листе с одновременным управлением скоростью и нажимом на карандаш. Реперные точки и работа с «мнимой» линией. Непрерывные линии и акценты реперных точек: различные типы эскизов и особенности восприятия эскиза с функцией «достройки» изображения. Способы регулировки скорости, точности, постоянных и переменных нажимов.
- «Живая» линия и работа с ней. Отличие принципов работы «живой» линией и «инерционной». Все виды фактурного изображения: разнообразие штрихов, штриховое заполнение плоскости, тональное заполнение плоскости изображения, наложение штриха на тон, регулировка насыщенности пятна, разработка индивидуальных фактур штриха и тона. Анализ существующих примеров архитектурно-дизайнерской графики. Ластик и работа с ним в качестве инструмента «финишинга» в эскизе.
- Основы профессионального эскиза, наброска. Калькирование, как целевой процесс в скетчинге. Калькирование, как инструмент уточнения и корректировки эскизов. Построение «сетки разнообразия» на базе первичного эскиза с помощью калькирования. Умение видеть необходимые линии и работать с ними в большом количестве линий, не применяя ластик.
- Все о плоскости листа. Лист-плоскость и лист-пространство. Графические приемы работы с плоским и объемным изображениями. Понятие композиционных форматов. Фрагментирование общего рисунка и поиск индивидуально-комфортных масштабов изображения.
- Композиционная логика - от элементов к единому восприятию идеи в эскизе; композиционные приемы и анализ их эффективности, в зависимости от поставленной художественной задачи.
- Различные материалы и техники в изобразительной палитре скетчинга, их влияние на восприятие эскиза. Обзор особенностей и диапазона карандашной техники. Акварель и кроющие краски. Работа современными маркерами. Копики и приемы работы с ними. Технолигии смешанных техник, в зависимости от сложности поставленной задачи. Последующая компьютерная обработка скетчей для презентаций.
- Построение объекта, поиск вариантов пространственного решения объекта на плоскости, заключение объекта в «невидимый» общий
- объем и композиционная работа с ним. «Извлечение» объекта дизайна из «невидимого» общего объема.
- Работа с простыми и сложными формами, их компоновки в пространстве с параллельной работой над линией. Виды построений объектов в пространстве листа. Понятие плана объекта. Понятие фасада (фронтального и бокового). Понятие разреза. Понятие развертки. Важность средних линий при построении объекта, рисование реперными точками и «засечками-акцентами»
- Пространственные изобразительные языки. Технический рисунок. Аксонометрия: изометрия, диметрия, триметрия. Законы перспективы. Особенности восприятия пространства. Прямая и обратная перспектива. Работа с пространством и геометрией в линейной и угловой перспективе. Понятие линии горизонта, точек схода, линии взгляда, применительно к скетчинг-мышлению. Анализ планировочных решений. Осевой анализ развития пространств. Визуальный анализ в планиметрии. Плоскостные и пространственные графические схемы. Понятие и построение плоскостной и пространственной матрицы.. Построение плоскостных и пространственных шаблонов помещений. Разработка индивидуальных композиционных матриц с учетом пропорций, ритма и масштаба.
- Работа над формой и объемом в пространстве листа; лист, как плоскость, лист, как пространство; интерьер и экстерьер, выбор наиболее выгодных точек восприятия объекта.
- Стадийность в работе над проектом, промежуточные стадии, методы корректировки идеи и изображения.
- Дизайн-проектирование от руки «а ля прима», основы импровизазионного мышления, основы ассоциативного мышления, основы стилизационного мышления.
- Рисование «идей» и творческое партнерство; эскизы тематических объектов, калькирование с уточнениями и изменениями; воркшоп-игра с целью развить идею творческого партнерства. Понятие «коллективного рисунка», основы командной работы в практике скетчинга.
- Специальные занятия: «свет-тень-блик-пятно-контраст-отражения», «матовость-глянцевость фактур»; постановочная съемка и последующий анализ изображений с привлечением фото и видеотехники.
- «Проектировочное» рисование от руки сложных объектов и систем с использованием различных техник и различных фактур бумаги без предварительного построения деталей, импровизационные технологии.
- Итоговый проект-концепция с акцентом на авторскую манеру скетч-рисования.
3. Особенности профессиональной коммуникации с заказчиком посредством скетч-подачи
- Общение с заказчиком на языке эскиза; экспресс-эскизы, как иллюстрация идей, замечаний и уточнений со стороны заказчика; поведенческие аспекты общения и достижение графической логики.
- Интерактивный анализ работ, просмотр, экзамен.